Проблема анализа результатов фокус-группы и их валидности

Существует несколько уровней анализа результатов качественного исследования:

· уровень сознательных, рациональных факторов;

· уровень личных чувств и эмоций;

· уровень интуитивных ассоциаций;

· уровень бессознательных реакций, желаний и отождествлений.

Исследователь при проведении анализа данных фокус-группы должен: - обращать внимание на слова, учитывать контекст;

- принимать во внимание внутреннюю последовательность ответов и поведения участников;

- исследовать специфичность ответов, находить основные идеи.

В основе эффективности фокус-группы и ее валидности лежит тесное взаимодействие между исследователем и респондентами. Именно потому, что модератор стимулирует и поощряет наиболее правдивые ответы, сторонники качественных методов считают, что результаты этих методов могут создать условия для более глубокого анализа, чем результаты, полученные при помощи формальных количественных методов (H. Mariampolski).

Обычно анализируются очевидная и предсказательная валидность фокус-группы. Работа каждой фокус-группы должна протоколироваться с помощью магнитофонной записи, по которой затем составлять стенограммы. Фокус-группы проводить в соответствии с процедурными требованиями этого метода.

В ходе работы фокус-групп могут дополнительно использоваться следующие проективные методики: коллажи на темы "Жизнь в современном мире" и "Я в мире информации"; модифицированная методика Куна "Кто он?"; методиказавершения рисунка"Человечки"; ролевые игры "Если бы я был редактором газеты ..." и "Если бы я был рекламодателем ..."; методика "Несколько ежедневных газет" методика"незаконченные предложения"; свободные ассоциации; проективные рисунки на заданные словосочетания.

Содержательный анализ полученных данных проводится по традиционной схеме анализа данных качественного исследования.

В научно-исследовательском плане метод фокус-групп может быть, в частности, использован для изучения социально - психологических моделей аудитории и сообщения, связанных с уже имеющимися разработками социально-психологической модели коммуникатора. Весьма интересными представляются также исследования, направленные на изучение феноменологии массовой коммуникации в рамках парадигмы диалогического общения для развития подхода к массовой коммуникации как общению больших социальных групп.


6956626702661600.html
6956685945779129.html
    PR.RU™