Введение. Учебно-методическое пособие

ТИПОВЫЕ ОШИБКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Учебно-методическое пособие

Воронеж 2015


ББК 67.301

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры административной деятельности ОВД. Протокол № 12 от 9 июня 2015 г.

Рассмотрено и одобрено на заседании методического совета, протокол № 1 от 28 сентября 2015 г.

Рецензенты:

О.И. Копытина – заместитель начальника УРЛС ГУ МВД России по Воронежской области, к.пед.н., подполковник внутренней службы

А.В. Швецов – заместитель начальника КПО УГИБДД МВД России по Воронежской области, к.ю.н., подполковник полиции

Рыдченко, Кирилл Дмитриевич. Типовые ошибки сотрудников полиции при составлении административно-процессуальных документов / К.Д. Рыдченко, Р.В. Никулин, О.А. Федотова. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2015. – 102 с.

В пособии перечислены основные лексико-юридические и тактические ошибки при составлении сотрудниками полиции оперативно-служебной и административно-процессуальной документации, содержатся рекомендации по её составлению. Особое внимание уделяется вопросам составления рапорта о выявленном правонарушении, заявления и объяснения, заполнения протокола об административном правонарушении.

Методические рекомендации предназначены для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, сотрудников подразделений службы охраны общественного порядка, а также иных сотрудников полиции, применяющих в своей повседневной деятельности нормы административно-процессуального законодательства.

© Воронежский институт МВД России, 2015


Содержание

Введение……………………………………………………………….
Раздел 1. Классификация ошибок, допускаемых сотрудниками полиции при составлении административно-процессуальных документов, и их влияние на производство по делам об административных правонарушениях……………………………………...
Раздел 2. Типовые ошибки, допускаемые сотрудниками полиции при составлении рапорта, оформлении заявления и объяснения………...
2.1. Ошибки, допускаемые при составлении рапорта………………
2.2. Ошибки, допускаемые при составлении заявления……………
2.3. Ошибки, допускаемые при составлении объяснения…………..
Раздел 3. Типовые ошибки, допускаемые сотрудниками полиции на стадии возбуждения дела об административном правонарушении…...
3.1. Виды и особенности заполнения протоколов о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, заполнения протокола об административном правонарушении……………………………………………………………..
3.2. Ошибки, допускаемые при составлении протокола об административном правонарушении……………………………………….
Заключение…………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………...
Приложение № 1. Бланк рапорта…………………………………….
Приложение № 2. Образцы заполненных рапортов………………...
Приложение № 3. Примерный план составления рапорта о применении огнестрельного оружия сотрудниками полиции (должностными лицами иных правоохранительных органов) Российской Федерации………………………………………………………
Приложение № 4. Бланк заявления…………………………………..
Приложение № 5. Образец заполненного заявления……………….
Приложение № 6. Бланк объяснения………………………………...
Приложение № 7. Образец заполненного объяснения……………..
Приложение № 8. Полномочия должностных лиц территориальных органов внутренних дел по субъектам Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях…………………………………………………………….
Приложение № 9. Полномочия должностных лиц территориальных органов внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям по составлению протоколов об административных правонарушениях……………………………………...
Приложение № 10. Бланк протокола об административном правонарушении……………………………………………………………...
Приложение № 11. Образец заполненного протокола об административном правонарушении……………………………………….
Приложение № 12. Бланк протокола о доставлении………………..
Приложение № 13. Бланк протокола об административном задержании…………………………………………………………………...
Приложение № 14. Бланк протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице………………………………..




Введение

Анализ правоприменительной практики территориальных органов внутренних дел, определений, выносимых органами и должностными лицами, правомочными рассматривать дела об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению таких дел, а также протестов прокурора на не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении показывает, что наиболее частыми причинами возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела сотрудникам органов внутренних дел, составившим протокол, как правило, являются типичные ошибки, допускаемые сотрудниками полиции при составлении административно-процессуальных документов.



Какую бы достоверную информацию не содержали бы фактические данные, вносимые сотрудниками в административно-процессуальные документы, как бы они ни соответствовали отображаемой действительности, они не могут быть признаны доказательствами, если они не будут представлены в соответствии с требованиями КоАП РФ.

В совершенствовании правоприменительной административной деятельности уполномоченных субъектов органов внутренних дел определенную роль играет умение выявить наиболее часто встречающиеся нарушения процессуальных правил и причинные связи, а также пути их устранения. Подобный подход позволяет проанализировать зависимость деятельности по документированию административных правонарушений от результатов рассмотрения дел об административных правонарушениях и на этой основе принять необходимые меры по совершенствованию деятельности установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Предложенные методические рекомендации должны способствовать устранению типовых ошибок при составлении административно-процессуальных документов сотрудниками органов внутренних дел, что в конечном итоге приведет к повышению уровня законности в административной деятельности полиции.


Раздел 1. Классификация ошибок, допускаемых сотрудниками полиции при составлении административно-процессуальных документов, и их влияние на производство по делам об административных правонарушениях

Под ошибкой понимаются противоправные или необоснованные действия уполномоченного лица органа внутренних дел по составлению административно-процессуальных документов. Данное определение ошибки имеет два важных аспекта.

Во-первых, это неумышленная мотивация действий сотрудника полиции. Уполномоченное лицо, возбуждающее дело или проводящее по нему производство, ошибочно оценивает свои действия по составлению административно-процессуальных документов как правомерные и направленные на реализацию задач административного производства. В противном случае, если его действия будут носить умышленный характер, оно должно быть привлечено к уголовной или дисциплинарной ответственности.

Во-вторых, необходимо исходить из существенности вреда, причиненного ошибкой. К ошибкам с при составлении административно-процессуальных документов следует отнести те существенные недостатки в его действиях, которые влекут принятие им решений, препятствующих достижению целей возможности принятия правомерного решения по делу об административном правонарушении. К несущественным следует отнести те недостатки в содержании административно-процессуальных документов, которые не повлекут указанные последствия, либо те, которые могут быть устранены в процессе проведения дальнейшего административного производства, при составлении основного протокола и потому не становятся препятствием для достижения целей административно-процессуального производства.

Так, например, к существенным должностным ошибкам при составлении административно-процессуальных документов следует отнести несоблюдение правил, установленных нормами КоАП РФ, которые не позволяют рассмотреть дело об административном правонарушении по существу и принять по нему законное решение. Как правило, в этом случае судья, орган, должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело об административном правонарушении выносит определение в соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ о возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела сотрудникам органов внутренних дел, составившим протокол.

К несущественным ошибкам можно отнести описки, опечатки и арифметические ошибки не меняющие содержания постановления или определения по делу об административном правонарушении. В случае выявления таких ошибок при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо вправе по своей инициативе их исправить, о чем выносится определение в соответствии со ст. 29.12.1 КоАП РФ.

Еще одной разновидностью несущественных типовых ошибок при составлении административно-процессуальных документов является необоснованное расширение и избыточное указание сведений, отражаемых в административно-процессуальных документах. Сотрудниками органов внутренних дел (полиции) в административно-процессуальных документах зачастую указываются сведения, не предусмотренные требованиями КоАП РФ и не являющимися сведениями, необходимыми для разрешения дела. Так, например, в правоприменительной практике органов внутренних дел широко распространено указание в протоколе об административном правонарушении специального звания, полного имени и отчества лица, составившего протокол, что не предусмотрено статьей 28.2 КоАП РФ и не влечет за собой каких-либо правовых последствий.

При доказывании факта правонарушения, имеет место совершение должностных ошибок, которые заключаются в неточном установлении времени, места и способа совершения правонарушения. Указанные недостатки в значительной мере обусловливаются тем, что должностные лица не учитывают требований закона.

Нередко должностное лицо, опережая события, начинает составлять основной протокол без всякого предварительного мысленного анализа, сопоставления и выбора направлений действий.

Как правило, основными причинами тому являются:

- отсутствие должного уровня профессионализма и практических навыков;

- возбуждение административного дела лицами, у которых нет юридического образования;

- несовершенство действующего законодательства;

- отсутствие должного понимания правоприменительными органами вопросов реализации законов и т.д.

В большинстве случаев допущенные сотрудниками полиции при составлении административно-процессуальных документов ошибки сочетаются с неполнотой выяснения, разбирательства и проявляется в недоказанности того или иного обстоятельства, входящего в предмет доказывания по делу об административном правонарушении.

Предложенная систематизация типовых ошибок, допускаемых сотрудниками органов внутренних дел (полиции) полиции, использована в исследовании при выработке практических рекомендаций по заполнению отдельных административно-процессуальных документов.



6959181228012631.html
6959234267582418.html
    PR.RU™