Вопрос 56. О сорока шести годах возведения Храма

Шесть, девять, двенадцать, десять и восемь — вместе дают сорок пять. Итак, добавь сюда самую единицу, будет сорок шесть; если взять это число шесть раз, получится двести семь­десят шесть. А говорят, что человеческое зачатие так проис­ходит и совершается, что первые шесть дней [человек] имеет подобие как бы молока, в следующие девять дней изменяется в кровь, затем за двенадцать дней уплотняется, остальные де­сять и восемь формируется вплоть до совершенных очерта­ний всех членов и с этого срока остальное время, вплоть до часа рождения, прибавляет в величине. Итак, добавив к со­рока пяти дням один, а это число обозначает совершенство, — так как шесть, девять, двенадцать, десять и во­семь, соединенные в одно, дадут сорок пять; итак, добавив, как было сказано, один, получим сорок шесть. И когда это число будет умножено на находящееся во главе этого порядка число шесть, даст двести семьдесят шесть, то есть девять ме­сяцев и шесть дней. И исчисляется этот срок от восьмого дня апрельских календ, — дня, в который, как верят, был зачат Господь, ибо в тот же самый день Он также и пострадал; — и до восьмого дня январских календ, — до дня, в который был Он рожден. Итак, разумно говорится, что Храм был построен за сорок шесть лет, ведь он обозначал Его тело, так что сколь­ко лет заняло возведение Храма, столько же дней продолжа­лось совершенствование тела Господня (Ср. Ин.2:19-21).

Вопрос 57. О ста пятидесяти трех рыбах (Ин.21:11)

1. «Все ваше, вы же — Христовы, а Христос — Божий» (1 Кор.3:22-23). Если сосчитать, начиная с первого слова, то получится один, два, три, четыре. Также: «Жене глава — муж, мужу глава — Христос, а Христу глава — Бог» (1Кор.11:3). Если сосчитать так же, получится сно­ва: один, два, три, четыре. А один, два, три и четыре, взятые вместе, дают десять. Поэтому число десять верно обозначает учение, объемлющее Бога Создателя и созданное творение. И поскольку совершенное и неистребимое тело будет покорять­ся совершенной и неистребимой душе, и та, в свою очередь, покорится Христу, а Он — Богу, — не как неподобный или имеющий иную природу, но как Сын Отцу, — то верно обо­значают тем же самым числом десять все то, что, как ожида­ют, будет в вечности после воскресения тела. Возможно, по­этому те, кого нанимает [Хозяин трудиться] в виноградник, получают динарий в качестве награды (Ср. Мф.20:2). И подобно тому, как один, два, три и четыре вместе дают десять, так же один, два, три и четыре, взятые четырежды, дают сорок.

2. Далее, если число четыре верно обозначает тело из-за четырех известнейших природ, из которых состоит послед­нее: сухой, влажной, холодной и горячей, и из-за того, что движение от точки к длине, от длины к ширине, от ширины к высоте создает объем тела, опять же содержимый четверич­ным числом, то не глупо думать, что числом сорок обознача­ется временное домостроительство, совершившееся ради на­шего спасения, когда Господь воспринял тело и удостоил лю­дей [Своего] видимого явления. Ибо один, два, три и четыре, обозначающие Творца и творение, взятые четырежды, то есть явленные во времени посредством тела, дают сорок. А раз­ница между четырьмя и четырежды в том, что четыре — это состояние, а четырежды — движение. Итак, как четыре отно­сится к телу, так четырежды относится ко времени; и тем са­мым внушается таинство, телесно и во времени совершенное ради тех, кто был связан любовью к телам и подчинен вре­менному. Поэтому справедливо думают, что число сорок, как было сказано, обозначает это временное домостроительство. И возможно, сюда же относится и то, что Господь постился со­рок дней (Ср. Мф.4:2), показывая нужду этого века, ведомого движением тел и временем; и сорок дней после воскресения Он был с уче­никами, давая им проникнуть, как я полагаю, во временное домостроительство, совершенное [Им] для нашего спасения. Число же сорок, если те [равные] части, на которые можно его разделить, сложены, становится числом пятьдесят, тем са­мым показывая (в том случае, когда делящие его части равны между собой), что под управлением справедливости телесное и видимое действие осуществляет во времени совершенство­вание человека. И это совершенствование, как было сказа­но, обозначается числом десять, ибо число сорок, когда его равные части взяты вместе, приобретает еще десять и, таким образом, как было сказано выше, достигает пятидесяти. Ведь единица в числе сорок содержится сорок раз, двойка — двад­цать, четверка — десять, пятерка — восемь, восьмерка — пять, десятка — четыре, двадцатка — два. И если эти числа сложить вместе, получится пятьдесят. Ибо невозможно, чтобы некое другое число могло измерить посредством равных частей число сорок, кроме тех [чисел], которые мы перечислили и привели, сложив, к числу пятьдесят. Итак, после того как Гос­подь по Своем воскресении провел сорок дней с учениками Своими, передавая им, что было совершено во времени ради нас, Он вознесся на небо и по прошествии других десяти дней послал Святого Духа (Ср. Деян.1:3-9; 2:1-4). Этим Духом были духовно усовер­шенствованы для приятия невидимого те, кто уверовали во временное и видимое. Самими этими десятью днями, после которых послал Он Святого Духа, Он обозначил числом де­сять то самое совершенствование, которое предоставляется Духом Святым. Число сорок, когда его равные части сложены вместе, как раз и производит это самое число десять, и дела­ется пятьюдесятью, подобно тому как временное домострои­тельство, осуществляемое со справедливостью, простирается к совершенствованию, обозначаемому числом десять, и это десять вместе с числом сорок дает пятьдесят. Итак, поскольку до тех пор, пока мы пребываем во плоти, хотя и не по пло­ти живем, совершенствование, осуществляемое посредством Святого Духа, соединяется с временным домостроительс­твом, то кажется верным, что число пятьдесят относится к Церкви, но уже очищенной и совершенной, которая объемлет любовью и веру во временное домостроительство, и надежду на будущую вечность, то есть как бы присоединяет к сорока десять. И если число, обозначающее [Церковь], взять триж­ды, — или поскольку составляется она из трех родов людей: иудеев, язычников и плотских христиан, или поскольку на­полнена таинством Троицы, — то эта самая Церковь, к кото­рой относится число пятьдесят, достигнет [числа] сто пятьде­сят; ведь число пятьдесят, взятое трижды, дает сто пятьдесят. И если ты прибавишь к этому и само число три, поскольку должен быть отчетливый знак, что во имя Отца и Сына и Свя­того Духа омываются в купели возрождения (Ср. Мф.28:19; Тит.3:5), то будет сто пятьдесят три. И таковым оказывается число рыб, поскольку сеть была закинута по правую сторону и потому поймала ве­ликих (Ср. Ин.21:6-11), то есть [людей] совершенных и годных для Царства Небесного. Ведь в другом подобии сеть, заброшенная не спра­ва, поймала вместе добрых и злых, и разделены были они на берегу (Мф.13:48). Ибо ныне, в пребывающей теперь Церкви, добрые и злые находятся вместе внутри сетей заповедей и таинств Божиих. Разделение же совершится в конце века, как бы в кон­це моря, то есть на берегу, когда праведные воцарятся сперва временно, как написано в Откровении, а затем и вовеки в го­роде, описанном там (Ср. Откр.21:1-27). И тогда, с прекращением временного домостроительства, обозначаемого числом сорок, останется число десять; и именно эту награду предстоит приобрести святым, трудящимся в винограднике.





3. Так же может оказаться, если рассматривать это число, что оно приложимо к святости Церкви, созданной Господом Нашим Иисусом Христом. Ибо творение, если разделить его на тройное число души и четверичное число тела, заключе­но в числе семь, и потому о самом восприятии [Господом] человека говорится как о трех, взятых семь раз, поскольку Отец послал Сына, Отец пребывает в Сыне, и по дару Свя­того Духа Сын был рожден от Девы. И три означает: Отец и Сын и Святой Дух, а семь раз взятое — [обозначает] самого человека, воспринятого при временном домостроительстве, чтобы стал он вечным. Итак, их произведение будет двадцать один, то есть семь раз по три. А это восприятие человека спо­собствует избавлению Церкви, Главой которой Он является (Ср. Еф.5:21-23). И сама Церковь вследствие души и тела заключена в том же числе семь. Итак, двадцать один также берется семь раз ради тех, кто освобождается благодаря Господню Человеку, и дает сто сорок семь. К этому [числу] прибавляют число шесть, в качестве знака совершенства, поскольку состоит оно из своих частей, на которые делится без остатка, так что не получает­ся ни большего, ни меньшего [числа]. Единица содержится в нем шесть раз, двойка — трижды, тройка — дважды. И эти числа исчисляют его, так что все они, вместе взятые, один, два и три, дают шесть. Это, возможно, относится также и к тому таинству, что Бог за шесть дней совершил все дела свои (Ср. Быт.2:2). И если к ста сорока семи ты прибавишь шесть, то есть знак со­вершенства, получится сто пятьдесят три. А таковым оказы­вается число [пойманных] рыб, когда по приказу Господа сети были закинуты по правую сторону, где грешники, относящи­еся к левой стороне, не обретаются.


6959542519150651.html
6959611944337516.html
    PR.RU™