Развития образования

Становление нового хозяйственного механизма в образовании, усиление экономических методов управления учебными заведениями предполагают кардинальные изменения в отраслевом экономическом планировании.

Планирование и прогнозирование

Планирование представляет собой процесс формирования целей и определённых мероприятий, средств и методов их достижения.

Результат планирования – план, мотивированная модель действий, выступает завершающим этапом прогнозирования.

Прогнозы, как правило, предшествуют составлению плана и вооружают его научными рекомендациями.

По своему характеру различают два типа планирования:

- императивное (повелительное), которое нам больше знакомо под именем «директивное»;

И индикативное (пожелательное), носящее информационно-ориентирующий характер.

Поэтому отрасль образования, как и другие отрасли народного хозяйства, переходят от директивного планирования к программированию развития.

При планировании развития образования необходимо учитывать его специфику.

Во-первых, серьёзный отпечаток на характер планирования накладывает тесная взаимосвязь педагогических и экономических процессов.

Другая особенность функционирования просвещения связана с тем, что объект его воспроизводства и планирования – живые люди с их индивидуальными запросами и способностями, что придаёт планированию характер большей неопределённости, чем в отраслях материального производства.

В-третьих, система образование должна не только чутко отзываться на запросы научно-технического прогресса, но и готовить квалифицированные кадры с опережением.

Учебные планы школ

Почему так заинтересовали нас учебные планы? Какое они имеют отношение к управлению экономической деятельностью?

А дело в том, что количество часов, предусмотренных учебными планами на изучение разных школьных дисциплин, выступает одним из факторов, влияющих на объём работы школьного коллектива.

При подготовке оперативных и долгосрочных планов образовательных учреждений немаловажную роль играют другие социально-экономические нормативы:

- объём учебной нагрузки преподавателя;

- минимальная заработная плата работников бюджетной сферы;

- расходы на одного обучающегося (воспитанника).

Эти и другие нормативы, о которых речь пойдёт ниже, представляют собой расчётные величины, определяющие различные аспекты необходимого обеспечения образовательных учреждений финансовыми и материальными ресурсами.

Планирование контингента школьников

Определяющим фактором величины объёмов учебно-воспитательной и плановой работы служит численность учащихся. Именно от неё зависит количество классов и групп учащихся, потребность в количестве и составе учителей, размеры бюджетного финансирования школ и т.д.



Контингент учащихся и количество классов в школах определяется по группам классов: I – IV, V – IX, X – XI. Сведения эти приводятся на две даты (1 января и 1 сентября) планируемого года. Рассчитывается также и среднегодовое количество классов.

Определение количества классов в общеобразовательных школах проводится двумя методами: методом передвижки и методом заданной наполняемости.

Передвижка– это перевод учащихся в следующий класс: 1-х – во 2-й, 2-х - в 3-й, 5-х – в 6-й класс и т.д.

Особым образом планируется контингент 5-х классов. Это связано с существованием двух программ, по которым работает начальная школа.

Дети, обучающиеся с 6 лет, проходят курс начальной школы за четыре года и переходят в пятый класс.

Те же, кто начинает учиться с 7 лет, осваивают начальной школы за три года и переводятся в пятый класс.

При определении численности учащихся 10-х классов учитывается, что часть выпускников 9-х классов поступит в профессиональные учебные заведения или же устроятся на работу.

За основу метода заданной наполняемости берётся средняя наполняемость классов в начальной, основной и средней школе по каждому планируемому году.

Численность учащихся (Т) делится на количество учеников, составляющих норму наполняемости класса (Н), и количество классов определяется по формуле:

К = Т : Н

Среднегодовое количество классов в школе (Кср) рассчитывается по такой формуле:

Кср = (К1М1 + К2М2) : 12, где

К1 – количество классов на 1 января планируемого года;

К2 - количество классов на начало учебного года;

М1 – число месяцев функционирования школы с количеством классов на 1 января планируемого года;

М2 - число месяцев функционирования школы с количеством классов на начало нового учебного года;

12 – число месяцев в году

ТЕМА 5

Тема «Финансовый механизм»

Финансово-хозяйственный механизм можно определить как способ хозяйствования, совокупность форм. Методов и инструментов управления экономикой.



По своему составу финансово-хозяйственный механизм сложен и образует единство таких взаимосвязанных между собой элементов (подсистем), как экономический, правовой и организационный.

В составе его экономической подсистемы имеются в виду следующие формы и инструменты: планирование прогнозирование, ценообразование, финансы, заработная плата, хозрасчёт и т.д.

К правовой подсистеме относятся законодательные акты государства о труде и хозяйственной деятельности, отношениях собственности, налогообложении и другие нормативные акты и постановления органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления.

Немаловажная также роль организационной подсистемы: структуры управления, аппарата управления и контроля за хозяйственной деятельностью во всех звеньях экономики страны.

\исторически сложились два полярных типа финансово-хозяйственного механизма: административно-командный и рыночный механизм управления экономикой. Но в чистом виде ни в одной стране не встречается ни тот, ни другой тип. Для большинства стран характерна смешанная экономика с неодинаковым соотношением рыночных и плановых форм хозяйствования.

Финансовый механизм – это совокупность условий, форм и методов создания, распределения и использования денежных средств учреждениями и органами управления образования в целях обеспечения благоприятного положения для развития системы образования.

Финансирование – это обеспечение необходимыми денежными средствами затрат на осуществление определённой деятельности.

В нашем случае на осуществление образовательного процесса.

Финансирование предполагает соблюдение двух условий:

● целевое использование денежных средств – расходование средств на заранее установленные цели;

● безвозвратность – предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются и не возмещаются.


6960344293636081.html
6960444942837643.html
    PR.RU™