Методы математического моделирования  

Методы математического моделирования

Эти методы предполагают использование для решения творческих задач специальных математических соотношений, которые называют математическими моделями. К основным типам математических моделей относят:

- аналитические модели, которые устанавливают функциональные или структурные соотношения (например, соотношения, полученные с помощью математической логики, уравнения регрессии, полиномы различной степени, ряды Тейлора, сетевые, циклические и другие графы, сети Петри, искусственные нейронные сети и другие математические соотношения);

- имитационные модели, которые воспроизводят поведение исследуемой организационной системы в динамике (во времени);

- комбинированные математические модели, которые учитывают структурные и функциональные соотношения.

Лекия №13 Трансфер интеллектуальной собственности и технологий

,При трансфере (передаче) запатентованной интеллектуальной собственности оформляется лицензия между лицензиатом (покупателем) и лицензиаром (продавцом). Передача незапатентовых объектов оформляется договором.

По лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором. Лицензионный договор подлежит регистрации в Патентном ведомстве и без регистрации считается недействительным. При исключительной лицензии лицензиату передается исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных договором, с сохранением за лицензиаром права на его использование в части, не передаваемой лицензиату. Полная лицензия - это право лицензиата на использование патента и отказ лицензиара от самостоятельного использования в течение срока действия договора. При неисключительной (простой) лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам. Патентообладатель может подать в Патентное ведомство заявление о предоставлении любому лицу права на использование объекта промышленной собственности (открытая лицензия).

Роялти - это платежи по лицензионному договору, поступающие ежемесячно в виде фиксированных отчислений от единицы продукции, выпущенной по исключительной лицензии.



Паушальный платеж - платеж по неисключительному лицензионному договору, поступивший единовременно. При выборе паушальной формы платежей лицензиат и лицензиар в тексте лицензионного договора указывают сумму, которая выплачивается в виде единовременного платежа при передаче лицензии лицензиату или по частям: при вступлении договора в силу (10-30 %); в момент передачи лицензиату технической документации (40-60 %); после выпуска первых образцов продукции (10-30 %) .

Технологический трансфер

Одним из рыночныхмеханизмов осуществления диффузных процессов в инновационной сфере является трансфер технологий. Под технологическим трансфером (ТТ),как правило, понимают процесс передачи права использования инноваций другим субъектам инновационной деятельности.

Другими словами трансфер представляет собой движение технологии (как идей, так и физических продуктов) с использованием каких-либо ин­формационных каналов от одного ее носителя к другому: от человека к чело­веку, от группы к группе или от организации к организации. ТТ представляет собой особенно сложный вид коммуникации, поскольку предполагает взаи­модействие различных субъектов инновационной цепи, разделенных струк­турными, культурными и организационными барьерами.

В свою очередь, термин "технология" имеет много значений. Для нас он означает промышленные технологии, т.е. технические средства, исполь­зуемые для производства коммерчески востребованной продукции. Техноло­гией называют и пакет различной информации, дополняемый набором тех­нических, управленческих и профессиональных качеств, которыми должен обладать коллектив сотрудников (команда). Технология может подкреплять­ся патентами, товарными знаками, авторскими правами, которые увеличивают ее коммерческую ценность.



Все учреждения, занимающиеся внедрением инновационных технологий, могут быть названы «источниками технологий». Технологическое ноу-хау часто приобретается учреждением, которое само не способно перевести полученные знания в продукцию или инновационные процессы (например, из-за незнания рынка, недостаточности производственных фондов, дефицита капитала и т. д

Контакт между поставщиком и покупателем может быть прямым, если поставщик и покупатель знают своих потенциальных партнеров и информированы об их интересах и предложениях - прямой трансфер,или происходить с помощью посредников - непрямой трансфер.

Хозяйственная практика позволяет выделить несколько форм прямого трансфера технологий.

Прежде всего так называемый «классический»трансфер технологий, который представляет собой процесс, в ходе которого в результате фунда­ментальных и прикладных исследований в университетах и научно-исследовательских институтах создается ноу-хау, которое в последствии пе­реводится на промышленные предприятия и внедряется как продукт или процесс Наиболее часто встречаются следующие формы прямого трансфера технологий (ТТ):

• от университетов -промышленным предприятиям;

• от НИИ -промышленным предприятиям;

• личный ТТ при найме персонала;

• обмен между промышленными предприятиями и их филиалами пу-

тем заказов и поставок;

• между сотрудничающими промышленными предприятиями, когда последние формируют стратегические объединения;

• от учреждений ТТ -промышленным предприятиям;

• ярмарки, выставки, съезды.

Очень удачным путем является так называемый «личный» ТТ: найм квалифицированного персонала может стимулировать внедрение нового ноу-хау на промышленном предприятии. Это наиболее важно для выживания промышленного предприятия, находящегося в стадии технологических изме­нений.

ТТ между промышленными предприятиями особенно эффективен, ес­ли стороны представляют собой взаимодополняющие отрасли промышлен­ного производства и способны расширить круг производимой продукции, не находясь в конкурентных отношениях друг с другом.

В условиях возрастания сложности и многообразия факторов внешней среды хозяйствующие субъекты вынуждены принимать решения на основе неполной информации, в том числе относительно результатов развития ин­новационной сферы. Это обстоятельство обуславливает необходимость по­средничества в процессе технологического трансфера. Задача посредников -сбор информации о спросе и предложении на определенные услуги ТТ и установление надлежащих контактов. Этот путь ТТ называется непрямыми включает в себя:

• агентства по ТТ, которые обычно поддерживаются правительством, с

региональной, национальной или международной сферами деятель­ности;

• представителей по ТТ в университетах;

• представителей по ТТ в НИИ;

• электронный ТТ (например, базы данных).

Технологический трансфер можно разделить также на коммерческий и некоммерческий

Объекты некоммерческого ТТ

Свободная научно-техническая информация: научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры, стандарты, описания патентов, каталоги проспектов и т. п., международные конференции, симпозиумы ,выставки.

Обучение и стажировка ученых и узких специалистов на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов сторонами.

Объекты коммерческого ТТ

Объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии.

Ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкции, чертежей, спецификаций, технологической
оснастки и инструмента, услуг консультантов и подготовки кадров. Технические и технологические знания.

Коммерческий трансфер технологий обладает рядом особенностей:

• высокая степень монополизации, поддерживаемая принятой систе­мой охраны прав промышленной собственности;

• вследствие этого слабость позиции покупателя (в отличие от потре­бительского рынка это рынок продавца);

• высокая норма прибыли; несимметричное разделение на страны-импортеры (развивающиеся страны) и государства, которые одновременно являются экспортерами и им­портерами (развитые страны);

• большой объем технологического трансфера внутри транснациональ­ных корпораций.

Возможны различные варианты финансирования коммерческого трансфера технологий:

1. Собственные ресурсы или заемные средства в форме кредитов. Для финансирования закупок технологии предприятия используют собственные или заемные средства. В случае покупки технологии обычно на начальном этапе требуется не вся сумма, а лишь стартовые капиталовложения. Это свя­зано с практикуемой формой платежа за технологию после начала производ­ства и коммерческой реализации продукции на рынке.

2. Роялти. Теоретически возможно освоить заимствованную техноло­гию без денежных затрат на начальном этапе, расплатившись с продавцом на условиях роялти (ежегодных отчислений) после освоения производства про­дукции и получив необходимое технологическое оборудование, оснастку и отдельные виды материалов, комплектующих изделий на условиях лизинга, компенсационных или бартерных сделок. Однако на практике для финанси­рования соглашений по ТТ требуются стартовые средства, составляющие 20 - 30% от стоимости технологии.

3. Услуги специализированных финансовых организаций (например,
банков рисковых капиталов). Такие банки создаются для коммерциализации
инноваций и активно участвуют в процессе поиска и передачи технологий. В
последнее время их сеть активно расширяется. Так, во Франции зарегистри-
ровано свыше 200 подобных банков, в США - свыше 3000. Как правило, банки рискового капитала более охотно несут совокупный риск, поэтому для привлечения их финансовых ресурсов необходимо использовать и собствен­ные средства, привлекать других партнеров.

4. Совместные предприятия. Для финансирования ТТ заинтересован­ными сторонами создаются совместные предприятия, в которых прямые ин­вестиции одного из учредителей используются для коммерциализации тех­нологических достижений другого.

Любые формы передачи результатов исследований и разработок, будь то организация собственного производства, или продажа лицензии, неизбеж­но сопровождаются поиском тех или иных партнеров, которых приходится знакомить с результатами творческой деятельности. Перед тем как познако­мить потенциального партнера с оригинальной информацией, необходимо оценить ее коммерческий потенциал и проанализировать возможности дос­тижения надежной правовой охраныбазовой идеи и других результатов творческой деятельности, которые позволили создать новую технологию или продукт с лучшими потребительскими свойствами.

Основная литература

1. Титов А.А.Инноватика (курс лекций) МГУПИ,2013.c.1-60

2.Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и

демократия. – М.: ЭКСМО, 2007.

3.А.Н.Асаул Введение в инноватику. Санкт Петербург 2010г.

Дополнительная литература.

1. А.В.Барышева Инновационный менеджмент Москва 2007г.

2..Л.П. Гончаренко Инновационная политика. КНОРУС Москва 2009г.

Интернет ресурсы

Www.twirpx.com


6972061435531679.html
6972100873905067.html
    PR.RU™