Виды и фазы конфликта

Конфликты бывают реалистическими (или предметными), и нереалистическими (или беспредметными). В реалистическом могут быть выделены конструктивная и деструктивная фазы, а нереалисти­ческие конфликты состоят из 1-й фазы - деструктивной.

Соотношение видов и фаз конфликта:

Реалистический (предметный)конфликт Цель: добиться конкретного результата - материальных или нематериальных преимуществ. Нереалистический (беспредметный)конфликт Цель: освободиться от напряжения.
Фаза конструктивная - Нарушение общения при сохранении направленности на предмет спора. Фаза деструктивная 1-я стадия (обратимая) – необоснованная критика, пренебрежение, личные выпады. 2-я стадия (необратимая) – переход на личности, взаимные оскорбления, нарушение вос­приятия и самоконтроля, полный отход от предмета спора.

Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определённых требований участников и несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распре­делением преимуществ между ними. Они направлены на борьбу с предполагаемым источником неудовлетворённости или несправедливости, имеют своей целью достижение определённого результата.

Нереалистические конфликты, хотя и требуют взаимодействия между двумя или более людьми, при­чиной своей имеют не противоречащие друг другу устремле­ния соперников, а потребность освободиться от напряжения, по крайней мере, у одного из них.

Конструктивная фаза конфликта характеризуется тем, что оба оппонента осознают цель, предмет и средства совместной деятельности (беседы, работы над чем-то и т. п.), правильно оценивают свои возможности и своё состояние и способны на правильную оценку состояния н реакции оппо­нента.

Для конструктивной фазы конфликта характерна неудовлетворённость собой, оппонен­том, предметом совместной деятельности, беседой.

Можно вы­делить две основные группы признаков конструктивной фазы конфликта:

1) стиль ведения разговора - повышенный эмоциональ­ный тон речи, упрёки, оправдания, высказывания, отражаю­щие ориентацию на себя и свои интересы при игнорировании реакций партнёра и слабости обратной связи,

2) неречевые характеристики поведения - уход от разго­вора, прекращение совместной деятельности или её некаче­ственное выполнение, попытки сгладить отрицательные ре­зультаты или последствия деятельности, напряжённый само­контроль поведения, специфические неречевые реакции, ука­зывающие на отрицательное отношение к разговору, напря­жение, замешательство - внезапное увеличение дистанции, принятие закрытой позы, отведение взгляда, неестественность мимики, жестикуляции и др.



Вместе с тем совместная деятельность, беседа остаются в рамках делового обсуждения, разногласия не принимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя, от­дают себе отчет в происходящем.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворённость оппонентом друг дру­гом, способами решения проблемы, продуктивностью совмест­ной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность становится неуправляемой. Эта фаза может быть разбита на две стадии.

Психологически первая стадия деструктивной фазы харак­теризуется: стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счёт; необоснованностью критических замечаний; пренебрежительными репликами, жестами, взглядами в его адрес. Эти реакции осознаются оппонентом как личные оскорб­ления и включают механизмы активной защиты и противо­действия его стороны.

Вторая стадия деструктивной фазы характеризуется: повышением активности оппонентов при резком ослаб­лении самоконтроля; нарушением восприятия реакций партнёра вплоть до полного искажения его слов и жестов; уходом от проблемы, предмета спора, деятельности и переходом на личности друг друга и взаимные оскорбления. На этом этапе оппоненты сами не могут вернуться на рельсы конструктивного конфликта. Процесс стал неуправ­ляемым, необратимым.

Можно также выделить и дру­гие разновидности конфликтов:

-по степени проявления признаков – открытые и скры­тые конфликты;

-по степени интенсивности – интенсивные и стертые;

-по временной протяженности – кратковременные и за­тяжные;

-по статусному соотношению участников – вертикаль­ные (между начальником и подчиненным) и горизонтальные (между людьми, не имеющими официальных преимуществ друг перед другом).

Конфликты могут нести в себе не только отрицательный, но и положительный эмоциональный заряд. В нем есть место не только для зависти, неудовлетворенности собой и другими людьми, страха, неприязни и даже ненависти, но и для пред­вкушения борьбы, воодушевления, живого интереса к сопернику, надежды на успех в своем деле. Было бы излишним упрощением отождествлять все поло­жительные эмоции с конструктивной фазой конфликта, а от­рицательные—с деструктивной его фазой. Очень часто и на конструктивной фазе конфликта возникают отрицательные эмоции (досада, обида, растерянность), а для некоторых лю­дей большое удовольствие приносит неприязненный обмен “любезностями” на необратимой стадии конфликта. Здесь многое определяется личностными особенностями, в частно­сти, предрасположенностью личности к конфликтному пове­дению. Рассмотрим эти и другие предпосылки возникновения конфликта.




7160787644139101.html
7160830640542896.html
    PR.RU™