Отсталостью в России  

Отсталостью в России

В России до 1990-х гг. дети этой категории являлись главным

образом воспитанниками домов-интернатов. В соответствии со сло-

жившейся системой дети, находящиеся в таких учреждениях, живут

на полном государственном обеспечении с 4 до 18 лет (в дальней-

шем большинство из них переводится в психоневрологические

интернаты). Занимаются с детьми учителя, воспитатели, логопе-

ды, а также инструкторы по трудовому обучению.

Научными вопросами медико-социальной помощи воспитан-

никам занимается Федеральный центр медико-социальной экс-

пертизы и реабилитации инвалидов (ФЦМСЭ и РИ), бывший

Центральный институт экспертизы трудоспособности инвалидов

Министерства труда и социального развития. Вырабатываются кли-

нико-психолого-педагогические критерии дифференцированного

отбора детей в специальные учреждения, разрабатываются воп-

росы совершенствования организационных форм их содержания.

Во многих детских домах-интернатах имеются диагностические

группы, куда направляются вновь поступившие воспитанники.

В течение 3 — 4 месяцев выявляются их возможности в развитии

познавательной деятельности, овладении навыками самообслужи-

вания, трудовой деятельности. Затем на основании заключения

врачей и педагогов воспитанники направляются в учебные груп-

пы соответственно их психофизическим возможностям.

Включение в систему специального образования детей с тяже-

лой интеллектуальной недостаточностью закрепило за ними пра-

во на получение образования, что «приводит к наиболее полно-

му, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и

достижению развития его личности, включая культурное и духов-

ное развитие ребенка» (п. 3 ст. 23 Конвенции о правах ребенка,

ратифицированной РФ 15 сентября 1990 г.).

Проблемы выявления потенциальных возможностей этих де-

тей, приспособления их к жизни приобретают большую соци-

альную значимость.

Разрабатываются психолого-педагогические критерии отбора

этих детей в различные коррекционные учреждения, постоянно

совершенствуются организационные формы их воспитания и обу-

чения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих лиц

в общество.

Большое внимание уделяется научной разработке вопросов

психолого-педагогической и медико-социальной помощи этим

детям, которыми занимаются Институт коррекционной педаго-

гики Российской академии образования (ИКП РАО), Москов-

ский педагогический государственный университет (МПГУ), Ин-

ститут специальной педагогики и психологии Международного

университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга и ряд других

институтов.

Одной из форм помощи этим детям явилось создание реабили-



тационных центров, работающих как в системе учреждений Мин-

труда, так и Минобразования. Эти учреждения предназначены и

для детей, которые остаются в них на пятидневку, и для приходя-

щих воспитанников. В классе обучаются 8—10 человек, с которы-

ми занимаются педагоги-дефектологи. В таких центрах обычно

имеются логопедический кабинет, класс социальной адаптации,

методический кабинет, мастерские по трудовому обучению. Дети,

нуждающиеся в лечебной физкультуре, занимаются в кабинете

ЛФК. Атмосфера в центрах максимально приближена к домашней.

В этой связи необходимо отметить деятельность Лечебно-педа-

гогического центра г. Пскова, который совместно с факультетом

коррекционной педагогики Псковского государственного педаго-

гического института создал систему непрерывного педагогического

сопровождения лиц с тяжелыми и сложными нарушениями в раз-

витии от рождения до трудоустройства в специальные реабилита-

ционные мастерские. Задача таких учреждений — приспособить

ребенка с проблемами развития к жизни в обществе, использо-

вать все возможности для его социализации.

Наряду с государственными учреждениями для детей этой ка-

тегории в различных регионах (Москва, Екатеринбург, Чебокса-

ры, Иркутск) созданы и негосударственные образовательные уч-

реждения (НОУ). Так, в Москве в течение многих лет дети с уме-

ренной и тяжелой умственной отсталостью обучаются в школе

Святого Георгия. Программа обучения составляется с учетом осо-

бенностей каждого ребенка и помимо общеобразовательных дис-

циплин включает в себя занятия по арттерапии. В школе дети ов-

ладевают такими видами труда, как деревообработка, швейное

дело и т. п.

Школьный возраст воспитанников определен до 18 лет.

Открытие различных типов специальных учреждений для тя-

жело умственно отсталых детей дало родителям возможность вы-

бора форм обучения своему ребенку. Что касается практических

работников этих учреждений, то для них стали организовываться

курсы, семинары. Так, в Академии повышения квалификации и

переподготовки работников образования РФ (АПК и ПРО) про-



водятся курсы по данной проблеме, в программу которых входят

следующие вопросы: система и структура учреждений для детей с

тяжелой интеллектуальной недостаточностью, проблемы воспи-

тания, социально-трудовой адаптации и интеграции детей в об-

щество, работа с семьей ребенка-инвалида. Лекции сопровожда-

ются демонстрацией методических видеофильмов, слушатели име-

ют возможность приобрести специальную литературу.

Предпринимаются попытки интеграции детей с проблемами

развития в более высокую образовательную среду. Так, в некото-

рых дошкольных учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга дети

с синдромом Дауна воспитываются вместе с нормальными сверст-

никами. Установлено, что совместное обучение детей существен-

но влияет на развитие детей-даунов, формирование их социальных

навыков. Что касается здоровых детей, то у них воспитываются

такие черты, как толерантность, чувство сопереживания.

Большое значение для дальнейшего совершенствования вос-

питания и обучения детей-инвалидов имело проведение в Москве

Международной недели помощи детям-инвалидам с интеллек-

туальной недостаточностью (1999) и Международной научно-прак-

тической конференции по проблемам интегрированного обуче-

ния лиц с ограниченными возможностями здоровья (2001). Во всех

выступлениях подчеркивалось, что жизнь и быт людей с ограни-

ченными возможностями должны быть как можно ближе к усло-

виям и стилю жизни общества.

Невозможно говорить о полноценной работе с детьми-инвали-

дами без опоры на семью. Учитывая это, Фонд социальной поддер-

жки населения Минтруда России совместно с Московским цент-

ром психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Дет-

ская личность» организовали на базе подмосковного санатория «Кра-

тово» летнюю «Школу матерей детей-инвалидов» (руководитель

Л. Б. Буданова). Результатом обучения в такой школе явилось овла-

дение матерями необходимыми знаниями, приемами и методами

бытовой, социальной, педагогической реабилитации детей, воз-

цианизация по данной проблеме, разработаны и соответствую-

щие программы.

Рассматривая перспективы развития специального образова-

ния детей с тяжелой умственной отсталостью, необходимо отме-

тить, что прежде всего требуется подготовить современную инно-

вационную программу их обучения. Важно усилить социальную

направленность в работе с учащимися. Для этого следует, в част-

ности, расширить программу по социально-бытовой ориентиров-

ке и адаптировать для этих детей курс «Основы безопасности жиз-

недеятельности», учитывая все возрастающие процессы их интег-

рации в общество.

Также требует дальнейшего совершенствования трудовое обу-

чение воспитанников, их подготовка к разнообразным неслож-

ным видам производительного и обслуживающего труда.

Учитывая относительную сохранность эмоциональной сферы

этих детей, работа с ними должна быть расширена путем увели-

чения времени, отведенного на занятия по арттерапии (музыка

и пение, изобразительная деятельность, театрализованные игры

и т.п.). Необходимо продолжить разработку педагогических тех-

нологий для работы с учащимися, подготовив частные методи-

ки по общеобразовательным предметам. Следует направить уси-

лия на создание специализированных компьютерных обучающих

программ для этих учащихся, учитывая уже имеющийся в этой

области опыт*.

Таким образом, в нашей стране организация помощи детям с

тяжелой умственной отсталостью претерпевает существенные из-

менения. Открыты центры ранней коррекционной помощи этим

детям, разработаны организация, содержание и методы работы с

ними.

Наблюдается положительная тенденция отхода от содержания

детей в больших домах-интернатах и организация реабилитаци-

онных центров с небольшим числом воспитанников. Открывают-

ся специальные классы в школах для детей с умственной отстало-

стью. Их преимущество состоит в том, что ребенок живет в семье

и воспитывается в нормальных средовых условиях. Родители полу-

чили возможность выбирать такое учреждение, которое больше

соответствует психофизическому развитию их ребенка и укладу

семьи.

В специальной педагогике идет активный поиск наиболее оп-

тимальных форм организации образовательной среды для этой

категории детей, разрабатываются инновационные программы их

* См.: Забрамная С.Д. Использование компьютерной техники в активизации

психической деятельности детей с нарушением интеллекта: Тезисы Между-

народного семинара «Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции

детей с нарушениями развития». — СПб., 1995.

обучения. Ставится задача непрерывности процесса социализации

этих лиц с целью их интеграции в общество.

В помощь родителям издаются книги, образовательные журна-

лы, предусматривающие обязательное включение родителей в

процесс обучения ребенка.

Опыт работы с детьми, имеющими тяжелые интеллектуальные

нарушения, показал, что их потенциальные возможности доволь-

но значительны. Они овладевают социальными формами поведе-

ния и несложными видами труда, способны усваивать грамоту,

счетные операции, у них формируется и развиваются различные

формы коммуникации. Естественно, что педагогическая работа с

ними должна проводиться по специальным программам учителя-

ми-дефектологами, использующими соответствующие принципы

и методы коррекции.

Вопросы и задания

1. Какова система специального образования для тяжело умственно

отсталых детей в зарубежных странах?

2. Охарактеризуйте содержание и практическую направленность рабо-

ты специальных учреждений зарубежных стран.

3. В чем заключается работа этих учреждений с родителями детей-

инвалидов?

4. Какова система учреждений для детей с тяжелыми нарушениями

интеллекта в России?

5. Расскажите, в чем заключается усиление внимания нашего госу-

дарства к проблеме помощи детям этой категории.

6. Какова роль общественных организаций, родителей в организации

воспитания и обучения детей-инвалидов?


6969616691282546.html
6969690389962434.html
    PR.RU™